Школьный краеведческий музей

 

Школьный краеведческий музей

как форма организации поисково-исследовательской деятельности учащихся

 


Руководитель

 школьного музея

Лазан Ирина Анатольевна

 

Задачи школьного музея

 

Воспитательные задачи:

·                        Формирование уважения к своей семье, школе, родному городу, краю;

·                        Формирование познавательного интереса к истории своего края, его людям – труженикам тыла, фронтовикам, учителям-ветеранам, выпускникам школы;

·                        Воспитание активности в решении познавательных, поисковых задач

Образовательная задача:

·                        Приобщение к самостоятельному выполнению заданий, к работе со справочной литературой, архивными документами школьного музея и другими музеями.

Развивающие задачи:

·                        Развитие устойчивого интереса к изучению истории своего родного края, развитие потребности в самообразовании;

·                        Развитие интеллектуальных способностей (память, мышление, воля, эмоции и так далее);

·                        Развитие общеучебных умений (работа со справочной литературой, учебным пособием, газетой, архивными документами).

Практические задачи:

·                        Формирование коммуникативных умений и речевых навыков, позволяющих вести диалог и монолог, умение брать интервью;

·                        Формирование навыков составления письма, поздравления, запроса в архив или другие инстанции.

 

 

Исследовательская работа – это уникальный инструмент и развития личности учащихся.

Она позволяет развивать у ребенка:

·     Умение самостоятельно приобретать знания, умения и навыки в нарастающем потоке информации.

·     Грамотно работать с информацией.

·     Критически и творчески мыслить.

·     Систематизировать материал.

·     Быть коммуникабельным; ребята учатся общаться, задавать вопросы, анализировать ответы – полученную информацию, делать выводы, формулировать свою точку зрения на происходящее.

·     Самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры.

 

В условиях нашей школы исследовательская деятельность осуществляется через:

·     Урочную деятельность (использование элементов исследования на музейных уроках).

·     Внеурочную деятельность (индивидуальная исследовательская работа).

Как возникают темы исследования

·     При создание новых экспозиций в музее, обновление старых.

·     При рекомендации учителем списка тем исследования.

·     Способствуют темы и проблемы учебных занятий.

·     Возникновение собственных вопросов и интересов учащегося.

 

План работы исследовательской деятельности:

·                        Освоение соответствующей профилю работы терминологии (цель, задачи, объект, предмет исследования и т.д.)

·                        Работа с литературой, поиск уже опубликованной информации, ее анализ.

·                        Работа в архиве, поиск и анализ документальных источников.

·                        Поиск участников и очевидцев исследуемых событий, получение необходимой информации, ее анализ, сопоставление с другими источниками. Для получения наиболее полной информации при общении с людьми учащиеся с помощью руководителя составляют вопросники, которые в процессе работы могут быть изменены или дополнены.

·                        Анализ результатов поисково-исследовательской деятельности, формулирование выводов.

·                        Оформление творческой работы.

·                        Защита или презентация результатов деятельности.

 

 

 

Интервью по теме

«История населенного пункта»

1.                     До какого Как называют различные угодья вокруг Вашего НП? Связано ли это с фамилиями, прозвищами жителей или это названия другого происхождения?

2.                     Какие исторические места находятся в Вашем НП или в его окрестностях (обелиски, курганы, руины, священные камни и т.д.)? Как они называются в народе? Существуют ли легенды об их происхождении или связанные с их прежней историей?

3.                     Какие традиции сохранились  в Вашем НП? Есть ли свои праздники в НП, которые отмечаются всеми жителями? Существовали ли такие праздники раньше? Какие?

4.                     Были ли в Вашем НП места, где люди чаще всего собирались для обсуждения общих дел? Были ли специальные места для гуляния молодежи? Как они назывались?

5.                     Существует ли в Вашем НП церковь? Были ли другие церкви в Вашем НП? Как они назывались? Какова их судьба?

6.                     Посещают ли жители Вашего НП церковь? Как на Вашей памяти люди посещали церковь?

7.                     Какие церковные праздники и как празднуются в Вашем НП? Что означают эти праздники?

8.                     Существует ли у Вас представление о домовых, леших, оборотнях?

9.                     О каких народных приметах Вы можете рассказать? С чем они связаны?

10.                Хотели бы уехать из Вашего НП в другое место жительства навсегда или на какое-то время? Почему?

11.                колена Вы помните своих предков?

12.                Где они проживали, чем занимались?

13.                Как Ваши предки пришли на место жительства ?

14.                Кто и когда построил дом, в котором Вы живете? Перестраивался ли дом? Какие изменения были внесены?  (Нарисовать схему дома, показав основные части внутреннего устройства).

15.                Какие события, происходившие когда-либо в Вашем населенном пункте (НП), Вы помните лично?

16.                О каких событиях, происходивших в Вашем НП, Вы знаете? Откуда Вы это знаете?

17.                Какие известные в округе или стране люди когда-либо имели отношение к Вашему НП?

18.                Что Вы знаете о происхождении Вашего НП?  Откуда Вы это знаете?

19.                Известно ли Вам, откуда пришли первые переселенцы в эти места? Почему они выбрали именно это место?

20.     Было ли здесь другое поселение до прихода переселенцев?

21.                Есть ли поблизости от Вашего НП городища, старые крепости, насыпи, рвы, пещеры? Как они называются?

22.                Как Вы можете объяснить происхождение названия Вашего НП? Имелось ли другое название Вашего НП? Какое? Откуда такое название?

23.                Существует ли разделение НП на части, как они называются? Почему?

24.                Имели ли иные, чем сейчас, названия улицы Вашего НП? Какие?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий