Экскурсия в школьном музее «Истоки»

 Экскурсия в школьном музее «Истоки»

Тема «История моего народа»

Цель: создание условий для коррекции и развития познавательной деятельности воспитанников.

Задачи:
• закрепить понятия «музей», «исторические источники»; сформировать представление о этнографическом музее; расширить и углубить знания воспитанников по истории родного края;

• развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;

• воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за свой талантливый народ.

 

Ход занятия:

1.Организационный момент

 

  1. Постановка цели и задачи занятия

- Ребята, где мы сейчас находимся? На что похож наш музей?

- Кто из вас был в музее?

- Что означает слово «музей»?

Музе́й — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской деятельностью.

Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов) по искусству и науке, затем, с 18 века, оно включает в себя также здание, где располагаются экспонаты. С 19 века присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях.

В мире очень много музеев самой разной тематики.

- Какие виды музеев бывают?

(военные, исторические, прикладного искусства…краеведческий)

- Как называется наш музей?

- Этнографический музей в форме крестьянской избы.

- А что такое этнография?( Этногра́фия — часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру. )

  1. Работа по теме занятия

 

1 экскурсовод

Добрый день, дорогие гости. Сегодня мы приглашаем Вас посетить традиционное жильё народов нашего края. Мы познакомим вас с традициями, бытом, ремёслами наших предков.

Мы познакомились особенности жилищ Слобожанщины и юга региона, изучили старые дома посёлка Андреевка и села Весёлое, Степановка, Дмитриевка пришли к выводу, что постройки нашего региона характерны для Слобожанщины.

Традиционным было размещение дома, приближенное к улице и обращенное видимым фасадом в сторону юго-востока. Постройки во дворе размещались свободно. Перед самим строением жилого дома был отведен небольшой защищенный участок под посадку цветов, деревьев, кустов. И чистый двор впереди дома отделялся плетеным тыном от части двора, где располагались хозяйственные постройки.

Слобожанский дом характеризовался пропорциональностью в соотношении высоты обтекаемой формы соломенной крыши и стен. Стены дома были рублеными, или же вертикальными, из колотой ивы или дуба. Они ставились на «подвалины», которые возвышались высоко над землей, а внешне были покрыты толстым слоем глины и побелены мелом. Сенные стены довольно часто выходили за линию стен дома, до уровня навеса, и, как правило, оставались открытыми и не белеными.

Крыша широко нависала над стенами и поддерживалась вынесенными на поперечных балках пролетными брусьями, так называемыми «пидостришинами», «пидстришниками». Их в свою очередь подпирали колонки – «сишки». Пролетные брусья искусно очерчивали резной окантовкой, выносные части балок («дармовисы»), верхние венцы сруба («ощепы») декорировались профильной резьбой. Окна также были украшены: ставни и наличники (окантовка окон резьбой) расписывались масляными красками или цветными глинами, как правило оттенков охры, декорировались растительным (цветочным) орнаментом, цветочными разноцветными узорами («розы», «пионы»…). То же относилось и к дверям.

2 экскурсовод. 

Приглашаю вас внутрь жилища.

Перед Вами красный угол - самое почетное место в крестьянской избе. Здесь Вы видите икону, лампадку, молитвенник. 

 Зеркало - в 17-18 в. Этот предмет быта был доступен лишь богатым людям. В 19 веке изобрели более дешевый и быстрый способ изготовления зеркал, и они стали доступны многим. 

Русские девушки, расчесывая перед зеркалом волосы, приговаривали:

“ Уж я косу заплету, уж я русу заплету,
Ты расти, расти коса, всему городу краса”.

Обратите внимание на кухонную утварь,

Посуда. В быту использовали глиняные кувшины, крынки, чугуны. При еде использовали деревянные ложки. Материал для изготовления посуды выбирали с умом. Было известно, что вода и молоко долго останутся холодными в керамических крынках. Тушить яства лучше в чугуне.

Крестьянские дети приговаривали:

“Мышка, мышка, вылей воду на дубовую колоду,
Вымой чашки - для Наташки,
Вымой ложки - для Сережки,
Вымой кружки - для Андрюшки”.

 А сейчас, дорогие гости, я загадаю Вам загадку: 

“Стоит толстячок
Подбочинивши бочек,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит”.

Правильно! Это русский красавец - самовар. Наличие самовара в крестьянской семье говорило о зажиточности. Самоваром гордились, выставляли его напоказ. При продаже имущества, за неуплату податей, в первую очередь продавали самовар.

Время появления самоваров неизвестно, но в 18 веке ими уже пользовались на Урале. Наиболее известны Тульские самовары. Выпускались самовары ручным способом из меди, латуни или томпака, иногда из серебра.

Спасибо за внимание!


3 экскурсовод.

Прошу пройти Вас к следующему стенду нашей экспозиции.

Этот стенд нашей экспозиции рассказывает преимущественно о женском труде. 

В первую очередь мне бы хотелось обратить ваше внимание на прялку. Прялка - это инструмент для прядения, в ней различались: лопасть или лопаска, относительно широкая верхняя часть для привязывания кудели, более или менее высокая ножка и донце, которым прялка ставилась на лавку и на которое садилась пряха, прижимая прялку тяжестью своего тела. Прялки обильно украшались резьбой и росписью, богато украшенные прялки служили украшением избы, женихи дарили их своим невестам, и они передавались от матери к дочери.

Я пряду, пряду кудель,
Я качаю колыбель.
Прялка, прялка, не гуди,
Мою Свету не буди
Ты тянись, тянись мой лен
Ты сойди на Свету сон.

Следующим предметом нашей экспозиции является веретено. Веретено - это приспособление для прядения. Оно представляет собой небольшой деревянный брусок с утолщением (грузиком) для наматывания нити.

Также мне хотелось бы обратить ваше внимание на традиционную крестьянскую обувь - детские лапти и лапти для взрослых. Лапти плелись из лыка вручную.

Далее попрошу обратить ваше внимание на куклу-обережку. Кукла издавна была любимой игрушкой детей русской деревни. Как можно заметить лицо у этой куклы не изображалось, это значило, что кукла - вещь неживая и в неё не могут вселиться злые духи.

А теперь я попрошу обратить ваше внимание на орудия труда, применяемые для различных хозяйственных целей. Особо мне бы хотелось выделить деревянное корыто. В нём традиционно замешивали тесто и рубили капусту. Хлеб клади и доставали из печи вот такой лопатой.

Рядом вы можете наблюдать чесало. Чесало - это предмет домашнего обихода для “чесания” пуха и шерсти.

А теперь я попрошу вас перейти к следующему стенду нашей экспозиции.

Четвертый экскурсовод.

Вышитые рушныки

Проходят годы, но в быту большую роль продолжают играть простые вещи, которыми пользовались наши предки. Кусок полотна служил для них и скатертью, и элементом одежды, и убранством жилища. Позже это полотнище стали называть «рушником». «Дом без рушника, что дом без детей» - говорили в народе. В доме наших предков всегда висело несколько видов рушников - для рук и лица, для посуды, для украшения стен и т.д. Ритуальные рушники использовались для сватов, свадеб. В настоящее время, к сожалению, рушники сохранились только в отдельных семьях.

Рушники молодая невеста начинала готовить заранее, еще с 12-13 лет. К свадьбе у нее уже должен был сформироваться свой посох, с которым она войдет в новый дом. В посох входило до 25 вышитых рушников, а также мужская сорочка, которую парень одевал в день свадьбы.

На нашей выставке вы можете видеть различные рушныки подаренные нашему музею жителями нашего посёлка.

В этой витрине представлена мужская сорочка, здесь вы можете видеть женский костюм. Рубашка сделана из домотканного полотна- ей около 90 лет.


Пятый экскурсовод

Орудия труда

Прошу обратить Ваше внимание выше. Здесь представлены орудия труда, применяемые для различных хозяйственных целей.

1. Ботало - вешалось на шею домашним животным в качестве колокольчика. К домашним животным относились с любовью и лаской.

“Уж как я ль мою коровушку люблю!
Уж как я ль то ей крапивушки нажну.
Кушай вволюшку, коровушка моя!
Ешь ты досыта, буренушка моя!”

2. Берестяные кузовки, солонка, туесок с крышкой для сбора ягод, лукошки. С этими предметами ходили в лес за ягодами, грибами и приговаривали:

“Солнышко покажись!
Красное снарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода:
Теплое летечко, грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко, зеленого горошка”.

3. Перед Вами коромысло.

С его помощью носили воду в ведрах из колодца и шутили: 

“— Красна девица,
Сходи за водицей!
- Волка боюся, медведя страшуся.
- Волк на работе,
Медведь на заботе”.

4. Кочерга, ухват, маслобойка. 

5. Лопаточник - висел на поясе у косаря, плетеный из бересты чехольчик для точильного бруска. 

Спасибо за внимание!

4. Закрепление 

1) Игра

- Давайте поиграем в игру, я вам буду показывать картинку с современным предметом, а вы среди экспонатов найдите аналог этого предмета.

Ткацкий станок

Ткацкий станок — основная машина ткацкого производства, оборудование или устройство для изготовления всевозможных видов ворсовых, гладких, плетёных полотен и ковров: льняных, конопляных, хлопчатобумажных, шёлковых, шерстяных, а также прочей продукции текстильной промышленности.

2) Задания в группах

Выполним задания в группах

1 группа – найдите и опишите предмет – кувшин

2 группа – найдите и опишите предмет – утюг

1 группа – найдите и опишите предмет – корыто

3)Загадки о предметах русского быта.

  1. Таять может, а не лед

Не фонарь, а свет дает. (свеча)

  1. У бабушки сейф

Он давно уж не новый,

К тому же совсем не стальной

А дубовый.

Он скромно стоит у нее в уголочке.

В нем бабушка держит халаты, носочки,

Отрезы на платье, немножечко пряжи,

Пуховый платочек и пенсию даже.

Но только не дверца, а крышка на нем

Тяжелая очень с висячим замком.(сундук)

  1. Дом стеклянный пузырек,

И живет в нем огонек.

Днем он спит,

А как проснется-

Ярким пламенем зажжется.(лампа)

  1. До обеда сгоряча

Поработает с плеча-

И в итоге , будь здоров,

Наломает столько дров.(топор)

  1. Кто в избе рогат? (ухват)

  2. Ящик на коленях пляшет-

То поет, то громко плачет.(гармонь)

  1. Черный конь прыгает в огонь.(кочерга)

  2. Парень дюжий он и крепкий,

Без труда глотает щепки.

Все семейство вечерком

Угощает он чайком.(самовар)

  1. Четыре брата

Под одной шляпой стоят. ( Стол )

  1. Есть спина,

А не лежит,

Четыре ноги,

А не ходит,

Но всегда стоит

И всем сидеть велит. (Стул )

  1. Идет пароход —

То взад, то вперед,

А за ним такая гладь —

Ни морщинки не видать. (Утюг

 4.Выполнение задания

Выполним задание – найти на рисунке самый старый предметы и зачеркни его

5.Итог урока (рефлексия)

- Ребята, понравилось ли вам наше сегодняшнее занятие? Что больше всего понравилось? Какой вывод мы можем сделать?

- выполните задание «на какой ступени я?»

Вручение медалей

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим


Комментариев нет:

Отправить комментарий