Экскурсия в школьном музее «Истоки»
Тема «История моего народа»
Цель: создание условий для коррекции и развития познавательной деятельности воспитанников.
Задачи:
• закрепить понятия «музей», «исторические источники»; сформировать представление о этнографическом музее; расширить и углубить знания воспитанников по истории родного края;
• развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;
• воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за свой талантливый народ.
Ход занятия:
1.Организационный момент
Постановка цели и задачи занятия
- Ребята, где мы сейчас находимся? На что похож наш музей?
- Кто из вас был в музее?
- Что означает слово «музей»?
Музе́й — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской деятельностью.
Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов) по искусству и науке, затем, с 18 века, оно включает в себя также здание, где располагаются экспонаты. С 19 века присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях.
В мире очень много музеев самой разной тематики.
- Какие виды музеев бывают?
(военные, исторические, прикладного искусства…краеведческий)
- Как называется наш музей?
- Этнографический музей в форме крестьянской избы.
- А что такое этнография?( Этногра́фия — часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру. )
Работа по теме занятия
1 экскурсовод
Добрый день, дорогие гости. Сегодня мы приглашаем Вас посетить традиционное жильё народов нашего края. Мы познакомим вас с традициями, бытом, ремёслами наших предков.
Мы познакомились особенности жилищ Слобожанщины и юга региона, изучили старые дома посёлка Андреевка и села Весёлое, Степановка, Дмитриевка пришли к выводу, что постройки нашего региона характерны для Слобожанщины.
Традиционным было размещение дома, приближенное к улице и обращенное видимым фасадом в сторону юго-востока. Постройки во дворе размещались свободно. Перед самим строением жилого дома был отведен небольшой защищенный участок под посадку цветов, деревьев, кустов. И чистый двор впереди дома отделялся плетеным тыном от части двора, где располагались хозяйственные постройки.
Слобожанский дом характеризовался пропорциональностью в соотношении высоты обтекаемой формы соломенной крыши и стен. Стены дома были рублеными, или же вертикальными, из колотой ивы или дуба. Они ставились на «подвалины», которые возвышались высоко над землей, а внешне были покрыты толстым слоем глины и побелены мелом. Сенные стены довольно часто выходили за линию стен дома, до уровня навеса, и, как правило, оставались открытыми и не белеными.
Крыша широко нависала над стенами и поддерживалась вынесенными на поперечных балках пролетными брусьями, так называемыми «пидостришинами», «пидстришниками». Их в свою очередь подпирали колонки – «сишки». Пролетные брусья искусно очерчивали резной окантовкой, выносные части балок («дармовисы»), верхние венцы сруба («ощепы») декорировались профильной резьбой. Окна также были украшены: ставни и наличники (окантовка окон резьбой) расписывались масляными красками или цветными глинами, как правило оттенков охры, декорировались растительным (цветочным) орнаментом, цветочными разноцветными узорами («розы», «пионы»…). То же относилось и к дверям.
2 экскурсовод.
Приглашаю вас внутрь жилища.
Перед Вами красный угол - самое почетное место в крестьянской избе. Здесь Вы видите икону, лампадку, молитвенник.
Зеркало - в 17-18 в. Этот предмет быта был доступен лишь богатым людям. В 19 веке изобрели более дешевый и быстрый способ изготовления зеркал, и они стали доступны многим.
Русские девушки, расчесывая перед зеркалом волосы, приговаривали:
“ Уж я косу заплету, уж я русу заплету,
Ты расти, расти коса, всему городу краса”.
Обратите внимание на кухонную утварь,
Посуда. В быту использовали глиняные кувшины, крынки, чугуны. При еде использовали деревянные ложки. Материал для изготовления посуды выбирали с умом. Было известно, что вода и молоко долго останутся холодными в керамических крынках. Тушить яства лучше в чугуне.
Крестьянские дети приговаривали:
“Мышка, мышка, вылей воду на дубовую колоду,
Вымой чашки - для Наташки,
Вымой ложки - для Сережки,
Вымой кружки - для Андрюшки”.
А сейчас, дорогие гости, я загадаю Вам загадку:
“Стоит толстячок
Подбочинивши бочек,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит”.
Правильно! Это русский красавец - самовар. Наличие самовара в крестьянской семье говорило о зажиточности. Самоваром гордились, выставляли его напоказ. При продаже имущества, за неуплату податей, в первую очередь продавали самовар.
Время появления самоваров неизвестно, но в 18 веке ими уже пользовались на Урале. Наиболее известны Тульские самовары. Выпускались самовары ручным способом из меди, латуни или томпака, иногда из серебра.
Спасибо за внимание!
3 экскурсовод.
Прошу пройти Вас к следующему стенду нашей экспозиции.
Этот стенд нашей экспозиции рассказывает преимущественно о женском труде.
В первую очередь мне бы хотелось обратить ваше внимание на прялку. Прялка - это инструмент для прядения, в ней различались: лопасть или лопаска, относительно широкая верхняя часть для привязывания кудели, более или менее высокая ножка и донце, которым прялка ставилась на лавку и на которое садилась пряха, прижимая прялку тяжестью своего тела. Прялки обильно украшались резьбой и росписью, богато украшенные прялки служили украшением избы, женихи дарили их своим невестам, и они передавались от матери к дочери.
Я пряду, пряду кудель,
Я качаю колыбель.
Прялка, прялка, не гуди,
Мою Свету не буди
Ты тянись, тянись мой лен
Ты сойди на Свету сон.
Следующим предметом нашей экспозиции является веретено. Веретено - это приспособление для прядения. Оно представляет собой небольшой деревянный брусок с утолщением (грузиком) для наматывания нити.
Также мне хотелось бы обратить ваше внимание на традиционную крестьянскую обувь - детские лапти и лапти для взрослых. Лапти плелись из лыка вручную.
Далее попрошу обратить ваше внимание на куклу-обережку. Кукла издавна была любимой игрушкой детей русской деревни. Как можно заметить лицо у этой куклы не изображалось, это значило, что кукла - вещь неживая и в неё не могут вселиться злые духи.
А теперь я попрошу обратить ваше внимание на орудия труда, применяемые для различных хозяйственных целей. Особо мне бы хотелось выделить деревянное корыто. В нём традиционно замешивали тесто и рубили капусту. Хлеб клади и доставали из печи вот такой лопатой.
Рядом вы можете наблюдать чесало. Чесало - это предмет домашнего обихода для “чесания” пуха и шерсти.
А теперь я попрошу вас перейти к следующему стенду нашей экспозиции.
Четвертый экскурсовод.
Вышитые рушныки
Проходят годы, но в быту большую роль продолжают играть простые вещи, которыми пользовались наши предки. Кусок полотна служил для них и скатертью, и элементом одежды, и убранством жилища. Позже это полотнище стали называть «рушником». «Дом без рушника, что дом без детей» - говорили в народе. В доме наших предков всегда висело несколько видов рушников - для рук и лица, для посуды, для украшения стен и т.д. Ритуальные рушники использовались для сватов, свадеб. В настоящее время, к сожалению, рушники сохранились только в отдельных семьях.
Рушники молодая невеста начинала готовить заранее, еще с 12-13 лет. К свадьбе у нее уже должен был сформироваться свой посох, с которым она войдет в новый дом. В посох входило до 25 вышитых рушников, а также мужская сорочка, которую парень одевал в день свадьбы.
На нашей выставке вы можете видеть различные рушныки подаренные нашему музею жителями нашего посёлка.
В этой витрине представлена мужская сорочка, здесь вы можете видеть женский костюм. Рубашка сделана из домотканного полотна- ей около 90 лет.
Пятый экскурсовод
Орудия труда
Прошу обратить Ваше внимание выше. Здесь представлены орудия труда, применяемые для различных хозяйственных целей.
1. Ботало - вешалось на шею домашним животным в качестве колокольчика. К домашним животным относились с любовью и лаской.
“Уж как я ль мою коровушку люблю!
Уж как я ль то ей крапивушки нажну.
Кушай вволюшку, коровушка моя!
Ешь ты досыта, буренушка моя!”
2. Берестяные кузовки, солонка, туесок с крышкой для сбора ягод, лукошки. С этими предметами ходили в лес за ягодами, грибами и приговаривали:
“Солнышко покажись!
Красное снарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода:
Теплое летечко, грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко, зеленого горошка”.
3. Перед Вами коромысло.
С его помощью носили воду в ведрах из колодца и шутили:
“— Красна девица,
Сходи за водицей!
- Волка боюся, медведя страшуся.
- Волк на работе,
Медведь на заботе”.
4. Кочерга, ухват, маслобойка.
5. Лопаточник - висел на поясе у косаря, плетеный из бересты чехольчик для точильного бруска.
Спасибо за внимание!
4. Закрепление
1) Игра
- Давайте поиграем в игру, я вам буду показывать картинку с современным предметом, а вы среди экспонатов найдите аналог этого предмета.
Ткацкий станок
Ткацкий станок — основная машина ткацкого производства, оборудование или устройство для изготовления всевозможных видов ворсовых, гладких, плетёных полотен и ковров: льняных, конопляных, хлопчатобумажных, шёлковых, шерстяных, а также прочей продукции текстильной промышленности.
2) Задания в группах
- Выполним задания в группах
1 группа – найдите и опишите предмет – кувшин
2 группа – найдите и опишите предмет – утюг
1 группа – найдите и опишите предмет – корыто
3)Загадки о предметах русского быта.
Таять может, а не лед
Не фонарь, а свет дает. (свеча)
У бабушки сейф
Он давно уж не новый,
К тому же совсем не стальной
А дубовый.
Он скромно стоит у нее в уголочке.
В нем бабушка держит халаты, носочки,
Отрезы на платье, немножечко пряжи,
Пуховый платочек и пенсию даже.
Но только не дверца, а крышка на нем
Тяжелая очень с висячим замком.(сундук)
Дом стеклянный пузырек,
И живет в нем огонек.
Днем он спит,
А как проснется-
Ярким пламенем зажжется.(лампа)
До обеда сгоряча
Поработает с плеча-
И в итоге , будь здоров,
Наломает столько дров.(топор)
Кто в избе рогат? (ухват)
Ящик на коленях пляшет-
То поет, то громко плачет.(гармонь)
Черный конь прыгает в огонь.(кочерга)
Парень дюжий он и крепкий,
Без труда глотает щепки.
Все семейство вечерком
Угощает он чайком.(самовар)
Четыре брата
Под одной шляпой стоят. ( Стол )
Есть спина,
А не лежит,
Четыре ноги,
А не ходит,
Но всегда стоит
И всем сидеть велит. (Стул )
Идет пароход —
То взад, то вперед,
А за ним такая гладь —
Ни морщинки не видать. (Утюг
4.Выполнение задания
- Выполним задание – найти на рисунке самый старый предметы и зачеркни его
5.Итог урока (рефлексия)
- Ребята, понравилось ли вам наше сегодняшнее занятие? Что больше всего понравилось? Какой вывод мы можем сделать?
- выполните задание «на какой ступени я?»
Вручение медалей
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим
Комментариев нет:
Отправить комментарий